Как влияет эмоциональный интеллект на продуктивность бизнеса?

В последние десятилетия по-настоящему активное внимание уделяется взаимосвязи эмоциональной и когнитивной̆ сфер психики. При этом, в исследованиях, связанных c эффективностью руководителей̆ эмоциональность чаще всего противопоставляется рациональности. Эмоциональность рассматривается как причина совершения профессиональных ошибок, как фактор снижения эффективности работы семейных сотрудников, причина возникновения служебных романов, что так же негативно сказывается на эффективности профессиональной̆ деятельности .Такая тенденция снизила популярность исследования эмоций с точки зрения позитивного влияния на эффективность руководителей̆, игнорированию эмоций или рассмотрению чувств как негативно влияющих на процесс принятия решений.

Тем не менее, при описании профессионально-важных качеств руководителя большинство авторов перечисляют свойства, включающие эмоциональные компоненты. Кроме того, в последнее время не только психологи, но и экономисты проявляют все больше интереса к роли эмоций в принятии решений, особенно в ситуации риска и неопределенности.

Как утверждают авторы исследования «Эмоциональный интеллект и инвестиционное поведение», Д.Эмерикс, Т.Рэник, П.Саловей, эмоционального человека необходимо отличать от человека с высоким эмоциональным интеллектом (ЭИ). «Эмоциональный̆ человек – тот, кто может сильнее чувствовать или активнее действовать, чем другие, а человек с высоким эмоциональным интеллектом – тот, кто умеет определять и грамотно использовать эмоции»

В модели ЭИ Дж. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо на первое место выступают не эмоции, а интеллект, который̆ понимает и контролирует эмоции и чувства. Руководитель должен быть в состоянии таким образом осуществлять воздействие на своих партнеров по деловому взаимодействию (подчиненных, вышестоящего начальства и т.д.), чтобы оно позволяло достигать намеченных целей̆, получать необходимый̆ эффект (изменение поведения, мыслей̆, представлений, отношений) и т.д. Поэтому ЭИ руководителя как способность распознавать и интерпретировать эмоции, использовать их для решения управленческих задач, управлять эмоциями окружения является одним из необходимых компонентов эффективного управления организацией̆.

Результаты многочисленных исследований подтверждают гипотезу существования значимой̆ взаимосвязи между общим уровнем ЭИ и эффективностью деятельности руководителей̆ высшего звена, измеренной̆ при помощи KPI (0.630(**)).

В частности, ветвь «Идентификация эмоций» значимо коррелирует с перспективами «Обучение и развитие персонала» и «Внутренние бизнес-процессы». То есть руководители, способные точно распознавать эмоции сотрудников, внедряют именно те методы обучения и развития персонала, а также те механизмы построения внутренних бизнес-процессов, которые позволяют достичь максимальной̆ эффективности деятельности организации.

Шкала «Использование эмоций в решении проблем» взаимосвязана с финансовой̆ перспективой̆ и перспективой̆ «Обучение и развитие персонала», в особенности с коэффициентом взаимозаменяемости. То есть, руководители, умеющие оптимальным способом вербализовать именно те эмоции, которые способствуют эффективной̆ организации деятельности сотрудников, получают экономически выгодные для предприятия результаты произведенных действий̆ (прибыль, рентабельность инвестиций, непрерывное обеспечение предприятия квалифицированными сотрудниками и др.).

Шкала «Понимание и анализ эмоции» имеет высокие коэффициенты корреляции с перспективами «Внутренние бизнес-процессы» и «Обучение и развитие персонала». То есть понимание ситуационной̆ обусловленности эмоций, способность разложить сложные эмоции на ряд простых элементов, правильно опознавать смешанные эмоции влияет на эффективное построение внутренних бизнес-процессов и актуальной̆ для предприятия системы обучения и развития персонала.

Шкала «Сознательное управление эмоциями» значимо коррелирует с клиентской̆ составляющей̆, то есть, способность осознанно регулировать собственные эмоции и управлять эмоциями других людей̆ для достижения поставленных целей̆ напрямую влияет на такую организацию деятельности сотрудников, которая позволяет на высоком уровне удовлетворять потребности клиентов, сохраняя, таким образом, постоянных клиентов, выстраивая с ними долгосрочные отношения, и привлекать новых клиентов, приносящих прибыль организации.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что уровень ЭИ руководителей̆ оказывает значительное влияние на принятие управленческих решений, повышающих эффективность организации, и увеличивающих прибыль и рентабельность вложенных в ее развитие инвестиций. Что находит подтверждение и в одном из последних исследований Д.Эмерикса, Т.Рэник, П.Саловейя «Эмоциональный̆ интеллект и инвестиционное поведение», выявившем связь между инвестиционными решениями и ЭИ. Хотя прибыли и потери являются естественной̆ частью экономического цикла, умение руководителя идентифицировать и осознанно управлять своими эмоциями и эмоциями коллег сильно влияют на принятие решений, особенно в ситуациях риска и неопределенности, с которыми неизбежно сталкивается любая организация в современной̆ бизнес-среде. Однако ученым предстоит ещё многое изучить о роли ЭИ в этих процессах и, в частности, в принятии управленческих решений влияющих на прибыль организации.

На тренинге «Мой Эмоциональный интеллект» мы разбираем каждую из способностей ЭИ более подробно и показываем каким образом проведена корреляция между способностями ЭИ с показателями KPI

Как влияет эмоциональный интеллект на продуктивность бизнеса?
Вверх