Эмоциональный интеллект

Термин «эмоциональный интеллект» был впервые озвучен в научной сфере в 1990 году. Статью под заголовком «Emotional Intelligence» опубликовали соавторы П. Сэловей и Дж. Майер из университетов Йеля и Нью-Гемпшира.

Почему именно сегодня тема исследования эмоционального интеллекта вновь приобрела актуальность

На то есть несколько причин:

  • Большое количество значимых открытий, начиная с конца XX столетия, совершалось на основе междисциплинарного подхода в развивающихся с большой скоростью науках о жизни. Известный крупный мультидисциплинарный проект называется «Программа генома человека» и занимается расшифровкой кода ДНК человека и его картированием. На этом этапе в центре внимания оказались эмоции – причем, ими заинтересовались не только психологи, но и лингвисты, нейробиологи, маркетологи, экономисты… Все они признали, что тема имеет перспективы в их сферах деятельности. Поэтому возникла необходимость в формировании единой концепции, включающей в себя все знания, накопленные о эмоциях.
  • Постепенно стали терять эффективность многие методы бизнес-управления и выстраивания коммуникаций. Ведь среднестатистический человек не всегда думает и поступает согласно разумным решениям. Лауреаты Нобелевской премии Тверски и Канеман привели доказательства, что гораздо большую роль в принятии решений играет интуитивная составляющая.Эти соображения получили наименование «поведенческих эвристик». Сейчас, рассуждая об экономике, нельзя не учитывать эмоциональные факторы поведения людей
  • На основе эмоций в мире возникло множество новых понятий – эмоциональное выгорание, офисный планктон, шопоголик, трудоголик и др.

Всё это формирует необходимость более подробного изучения уровней эмоционального интеллекта.

Что было известно об эмоциях раньше?

Существует несколько ключевых тезисов, на основе которых будет формироваться дальнейшее понимание сферы:

  • Эмоции могут полностью изменить отношение человека к миру. Простой пример – депрессия, когда всё вокруг кажется скучным, серым, печальным. А радостное настроение окрашивает мир в яркие краски, придает энергии, желания жить и действовать.
  • На фоне определенных эмоций изменяются и физические ощущения. Например, в азарте какой-либо игры мы можем даже не почувствовать, что ударились или поцарапались. И напротив, напряженное ожидание боли перед кабинетом зубного врача увеличивает эту боль десятикратно.
  • Эмоции влияют на интеллект. Взволнованный и испуганный человек чаще ошибается, промахивается, не может решить даже простейшие задачи. И наоборот, продуктивность значительно возрастает во время радостного настроения.
  • Подавление эмоций приводит к проблемам со здоровьем. От того, что мы подавливаем их, они никуда не исчезают, а только сильнее накапливают заряд. Это чревато расстройствами нервной системы и психосоматики. Эмоциям всегда нужно давать выход.
  • Часто из большого количества поданной информации наш мозг воспринимает только одну маленькую часть, которая носит для нас особую эмоциональную окраску (неважно, отрицательную или положительную). Вот зачем развивать эмоциональный интеллект – чтобы лучше выделять важное из всей поступающей информации.
  • В зависимости от испытываемых в текущий момент эмоций, мы по-разному воспринимаем происходящее. Страх и волнение отрицательно корректируют принятие новой информации.
  • Прошлый эмоции, так называемый эмоциональный багаж, оказывает огромное влияние на работу интеллекта, на то, как мозг воспринимает новое. Проходили исследования с проективными тестами, на основе которых удалось установить: испытуемые, которые ранее накопили высокий уровень тревожности в новых обстоятельствах, вновь и вновь видели потенциальную угрозу.
  • Эмоции оказывают сильное влияние на процессы запоминания и воспроизведения неизвестных ранее сведений. К примеру, в состоянии тревоги что-либо заучить практически невозможно, будет много ошибок и повторов. Наиболее хорошо способствуют запоминанию и дальнейшему воспроизведению яркие положительные эмоции.

Таким образом, очевидно, что эмоциональный фон усиляет и расширяет интеллектуальные процессы. Возникает вопрос – насколько это полезное знание для человечества? Настолько, насколько оно сможет изучить эту сферу и воспользоваться полученными открытиями.

Эмоциональный интеллект – что это?

ЭИ (Эмоциональный интеллект) – совершенно новый человеческий ресурс, позволяющий управлять, использовать, распознавать как собственные, так и чужие эмоции. Это дает возможность более эффективного принятия решений как в личном общении с людьми, так и в бизнесе. Эмоции есть у каждого. Но нужно уметь применять их во благо.

Есть устаревшая теория, что решения люди принимают только в зависимости от своего IQ и логического мышления. Сейчас ясно, что это совершенно не так, иначе не было бы нелогичных необдуманных поступков, основанных на одних лишь эмоциях.

Развитие эмоционального интеллекта стало модной тенденцией в конце 20 столетия. К сожалению, на первых этапах область оказалась перенасыщена популяризированными теориями на тему управления эмоциональным интеллектом, имеющие мало общего с научным подходом. Исследовательница из Беларуси И. Андреева выразила мнение, что ЭИ стал полумифическим понятием, неопределенным феноменом из области популярной психологии. Тогда бойко продавались разрекламированные пособия и бизнес-практики на эту тему, которые были сильно упрощены, вплоть до искажения.

Упомянутые выше Майер и Сэловей создали целую программу исследований и диагностики эмоционального интеллекта. В процессе одного из таких исследований они выявили, что при просмотре печального фильма быстрее восстанавливались люди, умеющие быстро идентифицировать свои эмоции и давать им названия. Одновременно люди, интеллект которых позволял правильно оценивать эмоции и чувства других людей, легче налаживали социальные связи.

В 90-х годах прошлого века обозреватель New York Times Д. Гоулман познакомился с работами Сэловея и Майера, что привело к написанию книги о структуре эмоционального интеллекта, которая так и называлась: «Emotional Intelligence». А в 2000 году Г. Чернис на регулярном сборе Сообщества по организационной психологии, проходящем на территории Нового Орлеана, сказал, что именно благодаря книге Гоулмана сочетание слов «эмоциональный интеллект» стало одним из самых распространенных в американской корпоративной лексике. Правда, не все толковали это понятие правильным образом. Также активно обсуждалось понятие эмоционального интеллекта подростков.

П. Сэловей замечает, что термин ЭИ у него используется в значительно более узком толковании, чем в научно-популярной книге Гоулмана. «В нашем понимании, ЭИ – это совершенно четко определимая и измеримая способность человека, сравнимая с традиционными сторонами интеллекта».

В научных работах выделяется несколько общих видений ЭИ. Их описывали с помощью классификации по способам измерения, используемых в конкретных подходах. В основном методики эмоционального интеллекта делятся на две категории: смешанные модели, а также модели способностей.

Модели способностей описывают эмоциональный интеллект как комплект мотивационных, личностных и когнитивных черт и тесно объединяет их с совладательными процессами и адаптацией к реальной жизни. Такие модели имеют в виду измерение ЭИ при помощи самоотчетных опросников, схожих с традиционными личностными аналогами.

Что касается моделей способностей, то они определяют составляющие эмоционального интеллекта как некий комплект способностей, доступных для измерения с помощью тестов, где часть ответов правильная, а часть – неверная.

Концепция смешанных моделей ЭИ

Эта концепция принадлежит психологу Р. Бар-Она, который первым сформировал понятие EQ (эмоциональный коэффициент) в 1985 году. Это своеобразная альтернатива привычному понятию IQ, позволяющая оценивать сразу много некогнитивных навыков и способностей.

Разработанный ученым опросник подвергает исследованию следующие 5 компонентов эмоционального интеллекта:

  1. Внутриличностный. Дает знания об имеющихся эмоциях, возможность выражать и понимать их. Вводит шкалы: самоактуализация, самосознание, настойчивость, независимость, самоуважение.
  2. Межличностный. Умение понимать и принимать ощущения, испытываемые другими людьми (шкалы «межличностные отношения», социальная ответственность» и «эмпатия».
  3. Адаптируемость. Подразумевает умение подстраиваться под изменения ситуаций и условий, приспосабливать к ним свое восприятие, контролировать эти изменения (шкалы «решение проблем», «гибкость» и «реализм»).
  4. Регулирование стресса (шкалы «управление импульсивностью» и «стрессоустойчивость»).
  5. Настроение (шкалы «счастье» и «оптимизм»).

Смешанные модели понимают эмоциональный интеллект как сложное и многогранное психологическое образование, а не как строго когнитивную способность. Именно поэтому становится возможным использовать для оценки эмоционального интеллекта опросники, касающиеся личностных характеристик. Однако не доказан факт, что люди действительно могут отдавать себе правильный отчет о своих навыках и умениях, которые включены в понятие ЭИ. Кроме того, под вопросом находится эффективность обучения эмоциональному интеллекту, основанная на описанных выше моделях.

Главная проблема в том, что существует много разных программ обучения, у которых отсутствует объединяющий принцип. Каждая из моделей основывается только на личных соображениях ее создателя. К примеру, Гоулмен считает, что к эмоциональным способностям относятся регулирование эмоций и их распознавание. При этом способности могут быть нацелены как на чужие впечатления, так и на свои собственные. На основе этого взгляда в ЭИ входит осознание общественных взаимодействий, самоуправление, контроль отношений, самосознание. И все перечисленные компоненты изучаются с помощью опросников ECI.

Концепция моделей способностей

Разработана Майером, Сэловеем и Карузо. Ученые дали следующее определение эмоциональному интеллекту – умение вызывать и воспринимать эмоции, распознавать их, повышать с их помощью эффективность мыслительных процессов, а также на уровне рефлекса регулировать эмоции, чтобы развиваться умственно и эмоционально.

Первая категория включает в себя компоненты выражения и оценивания личных чувств и чувств окружающих людей. В свою очередь, компоненты оценки собственных чувств подразделяются на вербальный и невербальный подтип, в то время как оценка чужих чувство – на эмпатию и невербальное восприятие. Вторая категория ЭИ включает в себя регулирование чувств – как собственных, так и чужих. Третья подразумевает использование эмоциональной составляющей в деятельности и мыслительных процессах – гибкое построение планов, творческое мышление, элементы контроля мотивации и внимания. С этой моделью тесно связаны когнитивные и социальные составляющие, но также уделено большое внимание использованию и контролю эмоций.

Со временем (к 1997 году) модель эмоционального интеллекта Майера и Сэловея была существенно расширена и усовершенствована. В ней акцентировано внимание на когнитивных компонентах, которые связаны с обработкой мозгом информации, полученной об эмоциях. Кроме того, добавился компонент, касающийся роста человека как личности, расширения его эмоционального диапазона. В связи с этими корректировками, сформировалось и новое определение ЭИ: теперь это способность обрабатывать данные, заложенные в эмоциях – распознавать значение чувств, определять, как они друг с другом связаны, принимать решения на основе полученных сведений.

 

Получается, что эмоциональный интеллект очень схож с обычным, однако ключевыми понятиями у него считаются эмоции и настроение. В состав ЭИ входят четыре способности:

  1. Идентификация и правильное восприятие своих и чужих чувств, их выражение. Помогает определить эмоциональное состояние человека по косвенным признакам: звуки, внешний вид, общее поведение и даже создаваемые другими людьми произведения искусства. А также относительно точно выражать потребности и эмоции, основанные на испытываемых чувствах; определять, какие выражения эмоций правдивы, а какие ложны. Всё это служит для верного осознания окружающего мира. Он постоянно посылает сигналы, и чем точнее нам удастся их расшифровывать, тем более адекватным будет наше поведение в различных жизненных ситуациях. Отчасти на это направлен тренинг развития эмоционального интеллекта.
  2. Фасилитация мышления. Это использование эмоциональных компонентов для помощи в размышлениях и принятии решений. Методика эмоционального интеллекта позволяет научиться в нужный момент вызывать нужную эмоцию и затем эффективно управлять ей, так как чувства относятся к когнитивной системе и влияют на когниции. Нужный эмоциональный настрой нацеливает внимание человека на наиболее важную информативную составляющую, помогает логично рассуждать. Разные настроения могут помочь посмотреть на проблему с разных сторон, чтобы выбрать правильный подход к решению той или иной задачи. Суть в том, чтобы отслеживать чувства, которые содержат особо ценные сведения, после чего пользоваться ими в решении конкретных проблем.
  3. Анализ и понимание. Способность анализировать – одно из главных умений, на которые направлены упражнения по эмоциональному интеллекту. Понимание эмоция включает в себя способность их классификации, определения связей между чувствами и вербальным общением; интерпретация значения эмоциональных выражений в отношениях между людьми, осознание переходов от одного чувства к другому.
  4. Управление личными и чужими эмоциями. Чаще всего те, кто интересуется, как повысить эмоциональный интеллект, имеют в виду именно этот навык. По сути, это рефлекторное регулирование чувств, которое незаменимо для умственного и эмоционального развития. Навык позволяет человеку оставаться открытым как к положительным, так и к отрицательным впечатлениям, по желанию вызывать определенные чувства или устранять их, рационально решать конфликты.

Подробно изучив такой подход, можно сделать интересные выводы. Например, гнев или злость – это не всегда плохо. Напротив, именно эти чувства помогают нам в преодолении жизненных сложностей, в борьбе с несправедливостью или предвзятостью. Мы злимся, когда чувствуем, что нас использовали, обманули, разочаровали. Однако неуправляемый гнев – это уже плохо, он приводит к антисоциальным и разрушительным последствиям. Люди с высоким эмоциональным интеллектом умеют контролировать свою злость, объединяя «разум и чувства», как в романе Джейн Остен. Результат – гораздо более существенный успех в общении с окружающими людьми как по личным, так и по деловым вопросам. Тренинг эмоционального интеллектаснижает уровень психологической нестабильности.

Немного о терминологии, которая крайне важна в том, как развить эмоциональный интеллект.

EQ и EI – это абсолютно разные термины.

EQ – это коэффициент эмоциональности, отображающий силу выражения чувств.

А если из EQ удалить коэффициент (Q), то останется способность – EI.

EI подразумевает интеллектуальную обработку эмоций.

К примеру, у человека может быть завышенный EQ, то есть он очень горячо выражает свои чувства, но при этом мало осознает их интеллектуально, и тогда EI у него будет низкий.

    • Лучшие книги по эмоциональному интеллекту

      Литературы на тему «Эмоциональный интеллект» огромное множество. Однако действительно с научным подходом – такие, что смогут помочь вам развить ЭИ и погрузить в тему с правильной стороны без так называемого «успешного успеха».

    • Упражнения для развития эмоционального интеллекта

      Эмоциональный интеллект – это наша способность состоящая из четырех наших умений: идентификация эмоций, анализ и понимание их причин возникновения, использование эмоций для стимуляции умственной деятельности, для решения задач и управление эмоциями своими и эмоциями других людей.

      В основном каждый человек желает обладать сразу же 4-ой способностью – это управление. А вот как ее достичь? Модель эмоционального интеллекта, на основании которой проходят все наши обучения на то и научная, что состоит из закономерностей. Для того, чтобы развить у себя способность управления эмоциями необходимо для начала развить первые три ветки в модели ЭИ. Естественно начинаем мы именно с ветки – идентификация эмоций. Ведь невозможно научиться управлять тем, что мы не идентифицируем и не осознаем…

    • Как влияет эмоциональный интеллект на продуктивность бизнеса?

      В последние десятилетия по-настоящему активное внимание уделяется взаимосвязи эмоциональной и когнитивной̆ сфер психики. При этом, в исследованиях, связанных c эффективностью руководителей̆ эмоциональность чаще всего противопоставляется рациональности. Эмоциональность рассматривается как причина совершения профессиональных ошибок, как фактор снижения эффективности работы семейных сотрудников, причина возникновения служебных романов, что так же негативно сказывается на эффективности профессиональной̆ деятельности .Такая тенденция снизила популярность исследования эмоций с точки зрения позитивного влияния на эффективность руководителей̆, игнорированию эмоций или рассмотрению чувств как негативно влияющих на процесс принятия решений.

      Тем не менее, при описании профессионально-важных качеств руководителя большинство авторов перечисляют свойства, включающие эмоциональные компоненты. Кроме того, в последнее время не только психологи, но и экономисты проявляют все больше интереса к роли эмоций в принятии решений, особенно в ситуации риска и неопределенности.

    • Тест на эмоциональный интеллект

      Первая объективная онлайн оценка ЭИ в России

      В отличие от бесплатных опросников по EQ, основанных на самоотчете, методика ТЭИ измеряет ЭИ задачными методами, обладающими высокой степенью надежности в интерпретации, расшифровке и анализе результатов.

      Универсальный отчет первичного знакомства с собственным эмоциональным интеллектом, определения своих сильных сторон и зон потенциального роста для повышения собственной эффективности в бизнесе и личной жизни.

      Может использоваться для оценки при отборе специалистов, прогнозировании их карьерного развития, в тренингах по эмоциональному интеллекту.

    • Где живут эмоции

      Множество физиологических изменений связано с эмоциями: скачки артериального давления, учащение пульса, дыхания, реакция зрачков, состояние кожных покровов (ну, например, мурашки), активность желез внешней секреции, уровень глюкозы в крови и прочее.

      Не удивительно, что, как и многое другое, напрямую связаны эмоции с мозгом.
      «Рептильный мозг» или «Лимбическая система» примитивный и самый древний мозг, который отвечает за самые простые функции и дает блокирующее действие в случае ярких эмоций. В том числе именно лимбическая система формирует нейронные связи, которые как раз и формируют наше поведение.

Вверх